35-50-25; 35-01-04

kraikoop@gmail.com

г. Чита ул. Курнатовского, 10

с 08.45 до 18.00 (пт.с 08.45 до 16.45)

Выходные сб. вс

Выездное заседание депутатов комитета по аграрной политике и природопользованию законодательного собрания края в Кыринском районе.

По данным Министерства сельского хозяйства России, с января по сентябрь 2019 года производство крупного рогатого скота на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило один миллион 705,5 тысячи тонн, что более чем на 21 тысячу тонн или на 1,3% больше по сравнению с показателем за аналогичный период 2018 года. По предварительным данным субъектов Российской Федерации, на 1 октября поголовье мясного и помесного скота в хозяйствах всех категорий составило 3 миллиона 959,6 тысячи голов, что на 110,8 тысячи голов или почти на 3% больше, чем в прошлом году. Дальнейший рост производства высококачественной говядины, — констатируют в российском Минсельхозе, — возможен за счёт интенсивного развития специализированного мясного скотоводства. А способствуют этому меры государственной поддержки, направленные в том числе на реализацию крупных инвестиционных проектов и создание высокопродуктивных стад.

Однако в Забайкальском крае, для которого мясное скотоводство является профильным направлением в сельском хозяйстве, более 80% крупного рогатого скота до сих пор находится в личных подсобных хозяйствах, что вряд ли способствует развитию отрасли. Поскольку и скот у частников, в основном, не племенной, да и проблема со сбытом стоит остро. В этом на прошлой неделе убедились депутаты комитета по аграрной политике и природопользованию законодательного собрания края, побывав в Кыринском районе. На первой же встрече с населением в селе Мангут вопрос о сбыте был поставлен ребром. Ответить на него постарался руководитель Государственной ветеринарной службы Забайкальского края Андрей Лим.

Андрей Лим, руководитель Государственной ветеринарной службы Забайкальского края: «Животные с подворного убоя могут направляться на реализацию после повторной ветсанэкспертизы только на центральные рынки. И очень часто возникает вопрос со стороны глав муниципальных районов, от жителей и так далее: как сдать скот, допустим, в школы и так далее. Но я вам сразу хочу сказать, что в детские дошкольные учреждения, в школьные учреждения данная продукция поставляется на аукционе после проведения торгов. И должна поставляться туда с промышленной переработки. То есть, забой скота должен осуществляться не у столба, как это делается, а на специализированной площадке лицензированной».

Но читинские рынки от Кыры далеко, а требования промышленного убоя не только для владельцев личных подсобных хозяйств, но и для многих фермеров кажутся излишне сложными. А главное, не выгодными.

Светлана Мацкова, глава КФХ: «Сейчас большая часть населения не пойдёт на эти убойные площадки, и как вы говорите, опять аукцион. Опять кто это, что будет делать. И во концовке у вас будут детские ваши сады и школы питаться какой-нибудь тухлятиной. Мы-то что с этого имеем? Мы же и так вообще по нулям работаем».

Главный ветеринарный врач края счёл высказывание фермера некорректным и пояснил, что таковы на сегодня требования федерального законодательства.

Андрей Лим, руководитель Государственной ветеринарной службы Забайкальского края: «Я думаю, никто не хочет, чтобы чей-то ребёнок отравился, правильно. Потому что мы здесь, в зале сидящие, может быть, очень чистоплотные люди. Но есть, я вам скажу, люди нечистоплотные, которые могут зарезать корову, которая сломала ногу и три дня отходила, может быть, больную после последа. И так далее. Инфицированную, правильно? — Да. — Вот для этого существуют определённые законодательно условия убоя: где животное должно поступить на убой; ветеринарный специалист должен посмотреть, что оно клинически здорово, что у него были проведены все ветеринарно-профилактические мероприятия, и по правилам осуществить убой».

Как выяснилось в ходе разговора, две убойные площадки в Кыринском районе уже есть, другое дело, что сдавать свой скот предпринимателям крестьяне не спешат, ведь за промышленный убой на частной площадке придётся заплатить. Не выгодна частникам и сдача скота живым весом.

Светлана Мацкова, глава КФХ: «По какой цене она закупит у меня, чтобы оно пошло на вашу убойную площадку?».

Вот такой замкнутый круг, выход из которого предложили представители крайпотребсоюза, также присутствовавшие на встречах. Закупом и переработкой, а также дальнейшим сбытом произведённой личными подсобными и крестьянско-фермерскими хозяйствами продукции может заняться кооперация.

Александр Чупин, председатель правления Забайкальского крайпотребсоюза: «У нас будет разработана программа возрождения кооперации. Она будет называться новая кооперация. Так как мы объехали много сёл, сделали большой анализ. Во всех деревнях побыли, где мы услышали, что кооперация нужна, кооперации надо быть, что людям некуда сдавать сельхозпродукцию. Мы сейчас этим займёмся и постараемся сделать всё возможное для того, чтобы людям было легко сдавать сельхозпродукцию без всяких проблем».

Кстати, своё потребительское общество под названием «Сибирь» существует и в Кыре. Правда, его возрождение после предбанкротного состояния только-только началось. Крайпотребсоюзу пришлось выкупить всё имущество «Сибири» и помочь в погашении долгов общества, а также поменять руководство. Сейчас здесь пекут хлеб, держат кафе и два магазина — в Кыре и Билютуе, а недавно занялись ещё и изготовлением полуфабрикатов.

Татьяна Логинова, председатель потребительского общества «Сибирь»: «Тормозят, конечно, старые долги за предприятием, которые числятся. Это не один миллион. Это и налоги, которые в бюджет идут, долги поставщикам. Это и за продукцию, которая раньше бралась на ПО «Сибирь», и поставщикам за электроэнергию. Рассчитались мы сейчас. Сейчас по новой наладили отношения с поставщиками, уже по новой работаем. Старые, конечно, долги пытаемся как-то закрыть. Конечно, это очень тормозит наше развитие».

Так, к примеру, в рабочем состоянии сейчас только одна печь. Поэтому в день пекут не больше ста булок. И это при том, что хлеб, выпеченный в потребительском обществе, пользуется спросом у покупателей, потому что изготавливается только опарным способом. Кстати, муку здесь предпочитают приаргунскую. Говорят, что по качеству подходит.

Татьяна Логинова, председатель потребительского общества «Сибирь»: «Во-первых, по вкусовым качествам она очень отличается, потому что изделие, которое изготавливается из этой муки, пышнее, и оно как-то быстрее бродит, как бы живое тесто получается. И сама выпечка потом вся объёмная, пышная. И по вкусовым качествам. Пять суток батон действительно не покрывается плесенью. Он может только подсохнуть, но плесенью никогда не покроется».

Мясо и овощи закупают у населения, но объёмы не велики. Потому что и само производство небольшое, да и хранить те же овощи пока негде.

Александр Чупин, председатель правления Забайкальского крайпотребсоюза: «В дальнейшем планируется замена оборудования, увеличение объёма заготавливаемой продукции и также в планах у нас ремонт овощехранилища, которое находится в данный момент в плачевном состоянии. Это ближайшие планы на первых два года хотя бы. Сейчас у нас самое главное — закрыть задолженность по налогам, которая находится в размерах около 250 тысяч рублей. Она была намного больше. Эту налоговую задолженность мы погасим в ближайшее время. И уже будем выходить после подготовки бизнес-плана на гранты. Планируем пока грант получить в размерах трёх миллионов рублей».

Кстати, заготовкой картофеля и других овощей у населения крайпотребсоюз активно занимался уже в этом году. На их сбыт заключены договоры с крупными торговыми сетями, работающими в регионе. Готовы кооператоры заняться и закупом мяса. Сдерживает пока даже не отсутствие всё тех же убойных площадок — не до конца понятны правила их использования.

Александр Чупин, председатель правления Забайкальского крайпотребсоюза: «Вот, например, у нас есть очень хорошая убойная площадка в Акше, где она тоже была приобретена по грантовой поддержке. Она на колёсах. Готова объезжать эти сёла. Но у нас стала проблема слива нечистот при убое. Именно жидких нечистот. Некуда их девать. А там санкции очень серьёзные, если сливать в неположенном месте. Поэтому эта проблема у нас сейчас стоит. И поэтому эта убойная площадка сейчас спросом не пользуется. Там имеется бак около 50 кубов, куда они сливаются. А куда потом эти 50 кубов девать? Вопрос так и не решён на сегодня».

Словом, проблем на пути решения вопроса со сбытом мяса в Забайкальском крае пока немало. Дополнительные нюансы на ситуацию накладывает и статус региона как неблагополучного в ветеринарном отношении. Но такой же статус, оказывается, и у некоторых наших соседей. Например, Хабаровского и Приморского краёв. И туда забайкальскую говядину, как и самих животных, при наличии всех необходимых ветеринарных документов вывозить можно беспрепятственно. По крайней мере, об этом практически на каждой встрече с населением в Кыринском районе говорил руководитель Государственной ветеринарной службы региона Андрей Лим.#коопновости#кооперацияЗабайкалья#